Универсальная Йога в Череповце, сущность йоги Истина фразы Истина связь направлений

Церковь божия при Июс-реке

25 Февраля 2021 Раздел: Крупным планом  |  Просмотров: 788


 Троицкий храм в селе Бараит отмечает двойной юбилей.
В 1778 году в деревне Бараицкой, ныне – посёлке Бараит – при реке Июс была заложена церковь Во Имя Святой Живоначальной Троицы. Храм был построена в августе 1780 года, 
а в январе 1781 года его освятили.


Церковь божия при Июс-реке
 В Тобольском архиве хранятся уникальные документы относящиеся к постройке Бараитской Троицкой церкви. Дело на 32 листах начинается с Указа Правительствующего Синода, датированного 30-м июля 1778 года. 
Архивные документы стали доступны для прочтения благодаря исследовательской работе нашего земляка Евгения Катцына. Восстанавливая генеалогическое древо своего рода Евгений Павлович попутно фиксировал документы, относящиеся к истории Новосёловского района. И теперь мы можем погрузиться в прошлое и хотя бы в газетной публикации воссоздать историческую реконструкцию того времени. Для полноты ощущений мы позволили себе цитировать дословно выдержки из документов, сохраняя орфографию и пунктуацию их авторов.
ПОКОРНЕЙШЕ ПРОСИМ…
 Итак, в первый день 1776 года представители «разного звания людей» из девяти деревень отрядили выборного церковного старосту деревни Бараицкой крестьянина Семёна Малцова, «которой состояния трезваго, не подозрителной, не вор, не пияница, и ту, положенную на него должность всемерно снесть может», с челобитной в Красноярск, в Духовное Правление. К прошению о постройке церкви в Бараите приложили реестр со списком деревень и фамилиями прихожан Новосёловской Петропавловской и Караульноострожской Спасской церквей. Церковь просили поставить хотя бы деревянную.
Приняв прошение крестьян в апреле 1776 года, протопоп Красноярского Духовного Правления Алексий Михайловский в ноябре, (дословно – ноября 25 дня) направляет своё «Покорнейшее доношение» на имя Епископа Тобольского и Сибирского Варлаама: «Минувшаго апреля 22 дня сего году, поданным в Красноярское Духовное Правление Красноярскаго ведомства деревни Бараицкой выборной крестьянин Семен Григориев сын Малцов доношением объявил: оная деревня Бараицкая и ещё с нею восемь деревень, а имянно Имышская, Черноимышская, Корелина, Светлолобова, Перова, Якушева, Притчина, Арчакова, находятся в приходе Красноярскаго Заказа села Новоселова при Петропавловской и Караульнаго острогу при Спаской церквах, точию же оные церкви от тех деревень состоят совсем в далном разстоянии, и одна деревня за двумя реками, и за таким же далним разстоянием, а вешним временем и дождливое время за разлитием вод ко оным церквам для исправления христианских мирских треб крестьянам туда, священникам к ним ездить весма неспособно и не без трудности, а особливо ясашным новокрещеным татарам как они должны приходить в настоящее христианское правоверие и точно знать христианской закон, церковь божия иметь в ближайшем от их жительств или улусов месте, и для того возымели как они, так и протчие всех вышеписанных деревень жители, общее согласие и усердное желание, чтоб в вышеупоминаемой об стоящей при реке Июсе в близости к протчим восми деревням и татарским улусам деревень Бараицкой, построить вновь деревянную, однопрестолную, Во Имя Живоначальныя Троицы не на помещиковой, а на Государевой Земле и естли во оной деревне за вышепрописанными резоны дозволено будет построить церковь, то всем до нее потребным яко то вином церковным, ладаном, воском, и одним словом, что принадлежит за священника с причетники, а именно священнику по два, диакону по одному с половиною, а причетникам по одному пуду в год с каждаго венца хлебною ругою доволствовать будут коим под усадбу, и под пашню, земля и сенные покосы отведено будет без скудости, коликое число в вышепоказанных девяти деревнях жительствующих имеется, при том доношении приобщен реэстр, и данной ему за руками писанной выбор: и просил о построении в вышепоказанной деревне Бараицкой вновь церкви по требованию Благословенной Грамоты с прописанием всего вышеписанного представить на благоразсмотрение к Вашему Преосвященству. 
Вашего Преосвященства всенижайший раб Города Красноярска Заказщик Соборной Воскресения Господня церкви Протопоп Алексий Михайловский.
Вот такое обоснование о необходимости постройки храма. Одним предложением!
До Епископа Тобольского и Сибирского Варлаама письмо из Красноярска дошло в марте 1777 года. Он, «Святейшества Вашего Усердный послушник», в свою очередь, «1777 года июля 30 дня» пишет доношение Святейшему Правительствующему Синоду. 
ДОЗВОЛЕНО СТРОИТЬ!
И в апреле 1778-го «Ея императорскаго величества самодержица Всероссийская» Екатерина II Великая дозволяет построить в деревне Бараитской церковь. С условием, что приступить к возведению храма будет возможно только тогда, «когда подлежащая к той церкви и под селидбу священнослужителям земля в силу межевой инструкции законным порядком утверждена будет». Так что кадастровые инженеры, по всей видимости, существовали уже тогда, и государева земля учитывалась в соответствии с законом. И, надо полагать, планом межевания.
Наконец, в октябре 1778 года церковь в Бараите была заложена. Строилась быстро, и через два неполных года – в августе 1780-го – деревянная однопрестольная обитель явилась миру. 
12 января 1781 года – 240 лет назад – церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была освящена, после чего деревня получила статус села. Первым священником церкви назначен дьячок Спасской церкви Караульного острога Иван Григорьев сын Коновалов.
Спустя 50 лет взамен одноимённой деревянной начали строить каменную, чтобы надолго, на века. По грамоте иркутского архиепископа Мелетия новое здание было заложено 4 августа 1830 года. За долгие десять лет постройки менялся и проект храма, и его строители. Величественную белокаменную красавицу, исполненную в формах позднего классицизма, освятили в феврале 1841-го.
За 180 лет кирпичная кладка Троицкой церкви выдержала много испытаний и остов храма, как остов православной веры по сей день манит, притягивает под свои своды людей.
И ОТ РОДУ – 27 ГОДОВ
Интересна процедура выбора первого священнослужителя храма: любой да всякий принять приход не смел. 
На общем собрании прихожане с общего согласия решили-постановили «быть во священниках Караульного острога Спаской церкви дьячка Ивана Григорьева сына Коновалова, которой состояния добраго, не вор, не пьяница, не убийца, не сварливый; читать, писать и петь умеющий и церковной Устав знает. И естли Его Преосвященством оной дьячок Коновалов к вышепрописанной вновь строющейся в Бараицкой деревне церкви в священники произведен будет, то имеем ему под домовую селидьбу, под пашню, сенные покосы, также и под скодской выпуск, отвести в пристойном месте из наших дач землю без недостатка и производить будем хлебную ругу, с каждого супружества по два пуда в год…».
Дальше по иерархии решение прихожан отправилось в Красноярск, потом на «благорассмотрение» в Тобольск. С полной характеристикой на кандидата в священники. По свидетельству Красноярского Духовного Правления, выбор прихожан оказался правильным: читать-писать-петь умеет, Устав церковный знает, к присяге царице и наследнику приведён, в штрафах, наказаниях и в подозрениях никаких не бывал, в семинарии учился в городе Красноярске, женат на купеческой дочери девице, ни с кем из церковнослужителей в родстве не состоит (коррупционная составляющая отслеживалась и тогда!), и от роду ему числится двадцать седьмой год.
Но прежде, чем принять приход Иван Коновалов обучился катехизису в Тобольском Софийском соборе, там же был посвящён в дьяконы, а затем в иереи и к окончанию строительства церкви прошёл все процедуры подготовки к служению в новом храме.
В новообразованном Бараитском приходе числилось на то время 155 дворов, а в них «душ мужеска – 454, женска – 389, обоего – 843».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Сегодня из тех девяти деревень-инициаторов строительства Троицкой церкви на слуху Бараит, Светлолобово и Карелино. Имышенская и Черноимышенская, по всей видимости, отошли по административно-территориальному делению соседнему Ужурскому району. Остальные деревни – Перова, Якушева, Притчина и Арчакова – ушли в небытие, стёртые с карты Новоселовского района неумолимым ходом времени. А храм Святой Живоначальной Троицы в Бараите, пусть и в разрушенном состоянии, но жив. И у него в этом году двойная дата – 240 и 180 лет! 





Комментарии пользователей


Добавить комментарий | Последний комментарий

Добавил(а): старовер (26-02-2021 г. в 09:44)
А Якушева деревня живет и здравствует

Мы в соц. сетях

  • "ГРАНИ" - "ВКОНТАКТЕ""ГРАНИ" - "ВКОНТАКТЕ"
  • "ГРАНИ" В "ОДНОКЛАССНИКАХ""ГРАНИ" В "ОДНОКЛАССНИКАХ"

Видео

  • ИЗБРАН ГЛАВА НОВОСЁЛОВСКОГО РАЙОНА
    ИЗБРАН ГЛАВА НОВОСЁЛОВСКОГО РАЙОНА


  • Аудио

    • С ДНЕМ ПОБЕДЫ
      С ДНЕМ ПОБЕДЫ
    • День
      День
    • Вот пуля просвистела
      Вот пуля просвистела

    Правила сайта

    • На сайте не допускается ...
    • Запрещены ссылки рекламного характера ...
    • Запрещено обсуждение действий администрации и модераторов ...
    • Некорректные сообщения будут удаляться ...

    Комментарии

    "... А нам хоть с Дубая, все равно будем ныть !!! ..."

    В теме: Тема дня:Районные больницы пополнятся молодыми специалистами., написал !!! в Среда, 14 апреля 2021

    "... К нам опять "молодые" доктора приедут их Питера. ..."

    В теме: Тема дня:Районные больницы пополнятся молодыми специалистами., написал ??? в Вторник, 13 апреля 2021

    "... Все будет как в Васюках и из Балахты приедут и из Хакасии и других краев и областей, кто то писа ..."

    В теме: Даёшь новосёловскую молочку!, написал !!! в Пятница, 09 апреля 2021

    "... Про молочку пишем, а про мясную продукцию уже забыли. ..."

    В теме: Даёшь новосёловскую молочку!, написал ??? в Четверг, 08 апреля 2021

    "... Федералку ремонтировали 2 года и нынче опять выделят деньги на устранение косяков. ..."

    В теме: В Красноярском крае стартует дорожно-ремонтный сезон, написал Миха в Среда, 07 апреля 2021

    © 2010 "Грани" газета Новосёловского района

    Разработка сайта: 35info

    Яндекс.Метрика