Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Общественно-политическая газета Новоселовского района, Красноярский край
Новоселово
27 ноября, сб

Не скатертью дорога, или Почему так сложно стать водителем?

3 ноября 2021
55

День автомобилиста – праздник практически всенародный. Но мы решили отступить от традиций и в этот раз написать не о самой профессии, или человеке, а о том, как в принципе тяжело в наше время получить заветное удостоверение, приобщающего простого смертного к водительской касте.

НЕ РОСКОШЬ,
А СРЕДСТВО
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

В век высоких технологий и бесконечного развития, владеть автомобилем – давно не роскошь. Машин на дорогах становится всё больше, а значит можно предположить, что и растёт число водителей. Но это только на первый взгляд. В последние четыре года проблема в получении водительского удостоверения встала наиболее остро. С 2017 года ужесточились требования – все учебные автомобили, обязаны быть оборудованы комплектом камер видеонаблюдения. Процесс экзамена снимается сразу с шести ракурсов: передний и задний обзор автомобиля, личность курсанта, показатели на спидометре, действия на педалях курсанта и инструктора. Кроме этого, с апреля текущего года в действие вступило ещё одно новшество: экзамен стал двухэтапным: сдавать «площадку» курсанты теперь не будут, всё своё водительское мастерство придётся демонстрировать на улицах населённого пункта в реальных дорожных условиях.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Если в советское время автошколы были организованы в районе прямо при общеобразовательных школах, то сейчас отучиться на права можно только в специализированном учреждении. Благо у нас такое есть. На данный момент в автошколе Новосёловского филиала аграрного техникума обучаются две группы – школьники и «вечерники». Всего 60 курсантов. Обучение длится три с половиной месяца. Для самой популярной категории «В» предусмотрено 200 часов теории и 30 часов практического вождения.
В арсенале автошколы четыре легковых автомобиля и один «ГАЗик» – для водителей категории «С». Обучение, естественно, платное, на сегодняшний день его стоимость составляет более 30000 рублей (речь о «В» - категории).
– Как ни странно, студенты по большей части женщины, – смеётся преподаватель профессиональных дисциплин Игорь Арбузов, заведующий Новосёловским филиалом Балахтинского аграрного техникума. – Из 60 человек всего лишь пять мужчин. И такая тенденция прослеживается довольно давно. Студенты разного возраста: есть и школьники 10-11 классов, а есть дамы в возрасте: и после 50, и после 60 лет. Недаром говорят, учиться никогда не поздно. А желающих получить водительское удостоверение гораздо больше, чем вакантных мест. Сегодня действительно есть проблема очереди, в списке очередников более шести десятков человек. Раньше мы набирали группы в сентябре и январе, потом осталось три инструктора. Два года подряд набирали группы только в сентябре. В этом году, планируем снова набрать вторую группу и осуществить обучение в январе-феврале. Повторюсь, у нас всего три мастера и сейчас мы пытаемся решить вопрос с руководством по увеличению штатных единиц. Конечно, в прошлом году большую роль сыграла пандемия, многие преподаватели и сами студенты были на карантине, пришлось продлевать срок обучения и вождения.
У вновь поступивших в учебное заведение подготовиться сейчас есть уйма возможностей. Помимо основных теоритических уроков курсанты пользуются многочисленными приложениями, видеоуроками, и, в конце концов, стандартными бумажными Правилами дорожного движения. Для практики в техникуме существуют даже специальные тренажёры.
Заведующий вместе с опытным инструктором по вождению Владимиром Газенкампфом сразу же провожают меня в аудиторию и хвалятся оборудованием.
– Три автомобиля на одном тренажёре: ГАЗ 337, КаМАЗ и Урал, редукторного и гидравлического типа, – показывает агрегаты Владимир Давыдович. – Ещё два тренажёра – комбайн и трактор «Беларусь». Все макеты с зеркалами заднего вида, панелью приборов, педалями и ручником. Маршруты – автодром и город. Можно выбрать местность, режим дня и ночи. Есть и фары, и ремень безопасности. Не пристегнулся – машина с места не тронется.
Конечно, мимо пройти я не смогла… Завожу автомобиль, пристёгиваюсь, включаю фары, жду, пока накачается воздух (всё как по – настоящему!), слежу за приборами. Сцепление, первая, ручник. Опускаем сцепление, газ, начинаем движение. Включаем вторую, «поворотник».
– Давай тут развернёмся и заедем на горку, – командует инструктор.– Всё правильно, молодец! Ну, вот теперь можно в поле, зерно собирать, – смеётся он.
Выравниваем машину, сцепление, тормоз, ручник. В пору моего обучения, а оно было 10 лет назад, таких тренажёров не было. Откатывали положенные часы и экзамен сдавали. Конечно, без камер и инспектора за дублирующими педалями…

БЫСТРО ЕДЕШЬ –
ТИХО ПОНЕСУТ

И если с теорией у курсантов всё хорошо, и 9 из 10 сдают её с первого раза, то с практикой всё гораздо плачевнее. Весь процесс сдачи экзамена записывается на видео со звуком, соответственно, у инспектора просто нет возможности даже, что называется, «по-человечески», закрыть на что-то глаза: видеозапись с регистратора после экзамена прямиком направляется в регистрационное подразделение Госавтоинспекции.
Что бы вы делали на месте сотрудника ГИБДД? Ведь принять у вас экзамен с ошибками он не может. Любая проверка будет трактовать его действия как злоупотребление. Даже ваша случайная оплошность при этом будет считаться за ошибку. При всём вышесказанном, у инспектора нет задачи вас «завалить», задача – увидеть, как вы уверенно подтверждаете свои знания на практике.
– Я не строгий инспектор, отношусь к студентам лояльно, – говорит капитан полиции Александр Шагалов, старший госинспектор РЭО ГИБДД МО МВД России «Балахтинский». – Но все нарушения полностью фиксируются камерами, записи хранятся несколько лет, мы не можем закрыть глаза даже на мелкие ошибки, потому что потом, когда студент выедет на дорогу, права на ошибку у него не будет.
Ко всему вышеперечисленному присоединяется подавленное состояние курсантов перед экзаменом: большая часть их очень волнуется в этот момент, а волнение провоцирует ошибки во время экзамена, что, соответственно, влияет на конечный результат. Дальше курсантов, не сдавших экзамен, ожидает долгая эпопея: на пересдачу можно будет попасть не ранее чем через 3-4 недели. За это время начинает теряться общий навык вождения, и человеку приходится брать дополнительные занятия у инструктора. Если курсант не прошел испытание несколько раз подряд – через полгода ему придется снова пересдавать теорию.
Неутешительная статистика ГИБДД подтверждает, что процент курсантов, сдавших практику с первого раза, катастрофически низкий. В архивах ГИБДД есть папка 2017 года, только там до сих пор не сдавших экзамен – 29 человек! С каждым последующим годом папки с «провалившими» испытание экзаменом всё толще.
Что делать, спросите вы? Заплатить за курс обучения, выходит, недостаточно. Сотрудники ГИБДД в голос заявляют, что нужна практика и опыт. Конечно, кому-то хватит и тех положенных тридцати вождений, что выдает автошкола в пакете обучения, а кому-то не хватит и пятидесяти.Человек, накатавший как можно большее количество часов, за рулём чувствует себя увереннее, да и опыта у него объективно становится больше.
Стать водителем – сейчас не самое простое дело. С первого раза сдать экзамен может только пятая часть экзаменуемых. Значит стоит сделать всё, чтобы попасть в этот процент, ведь ничего невозможного не бывает!

Автор Елена ГЛАГОЛЕВА, фото автора